| Пономарев Рудольф Борисович художник-монументалист Родился 10 марта 1942 года в городе Перми. Интерес к искусству проявился у него еще в школьные годы, когда он посещает художественную студию при Пермской государственной галерее, руководителем которой был Анатолий Михайлович Демин.
В 1959 году Рудольф поступил в Казанское художественное училище, но после второго курса ушел служить в армию. После окончания службы поступил в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
Творческая судьба Р. Б. Пономарева складывалась счастливо. Еще во время учебы на втором курсе училища им. Мухиной он получил предложение выполнить роспись интерьера производственно-технологического корпуса КамГЭСа. В этом произведении автор воссоздает символ борьбы двух стихий - огня и воды. В нем отразился характер молодого художника: его стремление использовать редко применяемую другими технику (энкаустика, сграфито), стремление к образности, метафоричности, синтезу идей.
После окончания училища им. Мухиной Р.Б. Пономарев работает в Перми, где органически вливается в художественную жизнь города. Здесь он выполняет ряд интересных работ в пос. Майском, г. Чайковском. Выполняет эскизы по оформлению жилого района Добрянской ГРЭС. Среди них можно выделить рельефы в интерьерах ресторана "Отдых" - "История русского флота" и дворца культуры фабрики Гознак "Полиграфия в СССР". Особой удачей художника можно считать роспись стен ресторана "Посад". Содержание этой росписи связано с циклами "Времена года", "История Сибирского тракта", "Пермь - губернский город". Особое значение приобретали портреты деятелей культуры, связанных с историей Перми, - Татищева, Радищева и других. К сожалению, эти произведения в настоящее время недоступны для восприятия, роспись была закрашена. Одна из работ связана с художественным оформлением морфологического корпуса Пермской медицинской академии. Над входом в здание Р.Б. Пономарев разместил роспись, которая вводит зрителя в мир медицины, "Искусство врачевания вечно— жизнь коротка".
Следующий этап творческой жизни художника связан с приглашением художника директором завода КПД Валерия Николаевича Шубникова для оформления ряда жилых панельных зданий, где автор применил новый способ изготовления рельефов в процессе формования стеновых панелей.
Изучив технологию производства, Рудольф Борисович разработал уникальную методику создания художественных панелей, не имеющую аналога в России. По этой технологии был сооружен целый ряд построек: 10- этажное здание на улице Юрша, два 16-этажных дома в районе Парковый, 16-этажное здание на улице Маршала Рыбалко, 10-этажное здание завода "Велта".
Многогранность таланта Художника проявилось не только в монументальном творчестве, но и в другом виде искусства - в книжной графике. Он иллюстрировал произведения как известных, так и в то время мало знакомых пермякам, но в будущем знаменитых поэтов и писателей. Среди них есть произведения Аркадия Гайдара , Владимира Радкевича (сборник стихов "Камский мост"), Виктора Астафьева и т.д. Не все работы в этом жанре увидели свет, поскольку не смогли преодолеть цензуру, особенно жаль, что не была опубликована книга Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес" с илюстрациями Рудольфа.
Еще одна сфера его интересов - станковая живопись: портреты отца, матери художника, писателя Р. Белова, журналиста Соснина и других. И в этом направлении выразилась творческая манера большого, талантливого человека. Все произведения Рудольфа проникнуты теплотой, любовью к натуре.
Свои работы Рудольф Борисович задумывает со знанием классической технологии исполнения, чего не встретишь у современных художников. У Рудольфа Борисовича много учеников, среди которых есть известные художники, работающие как в Перми так и за пределами России.
Доктор философских наук, профессор Соболев В.Л. |