В Музее PERMM без лишнего шума открылась выставка из собственных фондов "Проекты разные" художников Ольги и Александра Флоренских.
Выставка "Проекты разные" представляет два вектора устремлений петербуржских художников.
Первый из них – создание и продвижение высокохудожественных малотиражных произведений в технике ручной шелкографической печати. Студия ручной печати Б&Ф словно бросает вызов сегодняшнему тотальному, легкодоступному и нередко низкокачественному тиражированию произведений искусства.
"Скелеты разные" (2007) – серия зоо- и антропоморфных ассамбляжей из отслуживших бытовых вещей, ставшая эмблематичной и неотъемлемой частью коллекции музея современного искусства PERMM "Русское бедное". Эта серия продолжает традицию симулятивных художественных и научных коллекций – темы, которую художники разрабатывают с середины 1990-х гг. выставками "Русский альбом", "Русский дизайн", "Русский патент", "Русский трофей". Флоренские были одними из первых отечественных художников 1990-х годов, кто стал продолжателем идеи фиктивного архивирования и музеефицирования, открытой в начале ХХ века Марселем Дюшаном и продолженной на исходе столетия Ильей Кабаковым, Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем.
Принцип построения "Скелетов" прост: "Собираем что угодно из чего угодно". Старье превратилось в сырье для "Универсального музея Вильгельма Винтера", так они называют проект, объединяющий серии ассамбляжей из столетнего хлама. Вильгельм Винтер - имя антикварное: в конце XIX века он держал в Петербурге общедоступный кабинет редкостей. Провозгласив себя наследниками Винтера, Флоренские существенно расширили ассортимент кабинета: сегодня в этот проект входят серии "Культовые сооружения" (макеты храмов всех религий мира), "Географические карты" (карта центра Перми также представлена на этой выставке) и "Скелеты разные".
Мифология скелета – одна из древнейших. Объект магических ритуалов и научных экспериментов. Скелет как остов, лишенный декорации в виде кожи и мяса, как нельзя лучше выражает основную идею живого существа. Хищного или миролюбивого, мощного или субтильного, стремительного или апатичного. Так скульптурный каркас, сбитый из досок и ржавой проволоки, превращается в яркий пластический образ.
Объекты Флоренских – органичное срастание разного рода "найденных вещей", иногда долго живших в доме, иногда найденных на помойке, иногда купленных в дорогом антикварном магазине. Их творчество источает светлую иронию. Оптика игры проясняет многое в той серьезности, что нетерпима к рефлексии и самоиронии - например, серьезность войны и победы, власти или мировых религий.