ШТАПАКОВ Юрий, Санкт-Петербург. Родился в 1958 году в Ленинграде. В 1978 году закончил Ленинградский Строительно-Архитектурный техникум. Работал архитектором, художником- оформителем, дизайнером. С 1987 года свободный художник. Основатель группы художников "Железные семечки".
Член СХ России в 1993 года. Основатель (совместно с П. Белым) Санкт-Петербургской печатной студии в 2002 году. С 2004 года является профессором печатной графики в Смольном Институте Свободных Искусств и Наук. Иллюстрировал около 30 книг: Б. Виан, Д. Хармс, И. Барков и др. Работы художника находятся в коллекции Эрмитажа, Русского музея, Государственной Публичной библиотеки, Александрийской библиотеки, а так же в собраниях зарубежных музеев и частных коллекциях.
Проект Юрия Штапакова "Синдром принцессы" представляет собой несколько самостоятельных, законченных и цельных серий, которые художник объединяет в одну историю, тщательно спрядая нить ее повествования. Эти серии могли бы с успехом быть выставлены сами по себе, но в "Синдроме принцессы" они – казалось бы, самодостаточные и герметичные – вступают в диалог, который становится больше и глубже, чем каждая серия в отдельности.
"Синдром принцессы" назван так не случайно. Название отсылает к сказкам, балладам, легендам о красавицах и чудовищах, прекрасных селянках и коварных королевах. Героини Штапакова отнюдь не романтические феи, но они тоже принадлежат скорее словесности, чем реальности. На их тела наслаиваются строчки текста – из романов, из любовных писем. Они бесконечно отражаются в галереях женских тел, ставших общими местами истории искусства. Многолетняя и весьма успешная карьера Штапакова как книжного иллюстратора здесь как нельзя более кстати: даже не связанные ни с какими книгами его работы – сами по себе произведения литературы, а его модели – героини многочисленных пересекающихся повествований.
Женский мир – менее прямолинейный и более эмоциональный – притягивает и бесконечно удивляет его, но в первую очередь вызывает мощнейшее сочувствие и сопереживание. График по первой художественной профессии, основатель Санкт-Петербургской печатной студии, занимающейся различными видами гравюры, в своих собственных экспериментах Штапаков выходит далеко за рамки традиционных графических техник. Ему интересно исследовать маргинальные, "самодельные" технологии: живопись маслом не на холсте, а на кровельной жести; трафаретные буквы; "царапки" на зеркале; потеки воды и туши, складывающиеся в изображение; объекты из жести, силикона, деревянной щепы и черт знает чего еще. Анна Матвеев.
|