Эта выставка приурочена к дню памяти Анатолия Георгиевича Филимонова (30.10.1949-01.02.2002) – одного из интереснейших пермских художников. "Образы, сотканные из времени" – первая часть монографического проекта, состоящего из двух последовательных выставок. Творчество этого многогранного художника – одно из достояний отечественного искусства.
Сегодняшние выставочные работы охватывают время с конца 70-х до начала 2000-х годов. Выставка – не ретроспектива в общепринятом смысле, потому что панорамный показ творчества разных периодов не является главной задачей.
Представленные здесь произведения, пожалуй, можно считать основным камертоном зрелого творчества художника. И хотя относятся они формально к разным временным отрезкам, все же объединяют их настроение и смысловая наполненность. Плавно перетекающий от картин природы к библейскому циклу, ритм экспозиционного повествования возвращает к одним и тем же большим темам. Представленные картины можно считать программными, в первую очередь, по их живописным качествам. Собственно пафос произведений, несмотря на видимую разность их тематики и жанров, является связующей нитью для всего экспозиционного ряда, и также может быть отнесен к программным чертам творчества Анатолия Филимонова.
Обращение к пейзажу, в той или иной степени, есть в творчестве каждого художника. В живописи пейзаж, как правило, соотносится с лирикой. Одухотворенные и задумчивые пейзажи Анатолия Филимонова строятся на тональном и световом колорите. В изображениях природы преобладает небо и соподчиненная ему земля: как правило, горизонтальные плоскости, или сглаженные, пологие холмы. Эта невзволнованная земная поверхность – не есть утопическое мечтание, но художественное олицетворение образной взаимосвязи земли и неба.
Из группы лирических пейзажей Филимонова выделяется крупноформатный триптих "Рассвет" (1984), написанный почти монохромно. "Читается" он с обеих сторон: справа налево, сообразно сюжету, и слева направо, что привычней. Постепенное отступление тьмы перед светом и, наоборот, постепенное угасание дня, и начало нового цикла – неустанное движение и превращение света в цвет и обратно. Если в левой части этой зимней трилогии неяркий дневной свет растворяет на тончайшие голубовато-розовые оттенки краски зимнего дня, то в центральной и в правой частях он покорен ночи, окрашенной в цвета черного жемчуга. Филимонов добивается живописной емкости цвета благодаря целой гамме оттенков серого, выразительно передает настроение зимней элегии, ощущение мгновений, растянутых во времени, впечатление царства цветного воздуха.
В замечательном цикле "Чурбушево" ("Возвращение стада", "Гости", "Варят варенье", "Дом") соединяются эпическая развернутость пространства с камерностью мотива, выведенная на передний план повседневность – с отсутствием активного действия. Люди и пейзаж – слиты. Картины этого цикла объединены композиционными и цветовыми приемами: одинаково низкая линия горизонта, горизонтальные планы, коричневато-зеленоватая, серо-коричневая гамма (в изображении земного, обжитого человеком, пространства). Для гармонического равновесия эпической панорамы на дальнем плане (который здесь является главным) вводятся элементы, отсылающие к линейному рисунку (тонкие и ровные стволы деревьев, приставная лестница, столб, вертикаль оконной рамы на переднем плане). Изображения людей предельно обобщены. Небо в разное время суток, разной степени освещенности, но в одном состоянии покоя: нежные светло-розовые, голубовато-серые тона. Главным здесь становится переменчивость света, его сквозное движение от одной части полиптиха к другой. Здесь нет сконструированной, идеальной реальности – есть обнаруживающее себя в цветах летнего дня высокие и непреходящие истины. Небо для художника наиболее интересно как олицетворение парадоксальной глубины, глубины, уходящей вверх. Небеса воплощают отражение событий, слов, чувств, поэтому и цветовая, и тональная гамма здесь особенно тонки.