Галерея "Марис-Арт" и библиотека имени А.С. Пушкина приглашают на открытие выставки "Точки совпадения". Так названа выставка, открывающаяся 3 октября в выставочном зале библиотеки им. А.С. Пушкина. Это вторая часть созданного галереей "Марис-Арт" выставочного проекта, посвященного памяти Андрея Тарковского: в 2012 г. великому режиссеру и художнику кино исполнилось бы 80 лет. Документально-образное поле экспозиции создают репродукции фотографий, сделанных Андреем Тарковским в начале 1980-х годов. Фотографии сопровождают стихи его отца, поэта Арсения Тарковского. Однако главную роль в выставке отведена работам Анатолия Малиновского - известного пермского фотохудожника. "Изображения - как облака из бабочек перед глазами того, кто смог постичь и почувствовать кратковременность жизни. Ощущение, вызванное … осознанием того, что все вокруг состоит из ускользающих взглядов" - эти слова Тонино Гуэрра, итальянского писателя и сценариста, соавтора Андрея Тарковского по фильмам "Время путешествия" и "Ностальгия", можно предпослать в качестве эпиграфа к настроению выставки. Двенадцать документальных фотографий Андрея Тарковского, тридцать художественных фотографий Анатолия Малиновского имеют точки совпадений по настроению и - шире - по состоянию. Безусловны моменты художественных пересечений в передаче фактуры, света. Воздух и дождь. Рассеянный слабый свет, будто призрачный, но постоянный, свет сквозь туман. В этом есть ассоциативное совпадение с образами пограничного состояния, очень важного: именно в таком состоянии открывается истина. Фотокартины Малиновского запечатлели "зоны покоя", содержащие аллюзии с пейзажным фоном картин Тарковского: туманы, рассветный воздух, рисунок трав и деревьев… Совпадения в сюжете или композиции двух разных авторов рифмуются друг с другом. И дело здесь не только в общности поэтики, но и философии авторов. Фотографии Анатолия Малиновского передают атмосферу внутренней самопогруженности природы и человека. Современный человек вынужденно оторван от самого себя, а в современной жизни не остается места "долгому кадру". Пейзаж, самый богатый по выразительным возможностям, никогда не устареющий жанр искусства, становится общим языком, на котором говорят разные художники, из разных эпох. Красивые и жутковатые одновременно пейзажи оставленных городов у Малиновского - горькая печать цивилизации. Яркий солнечный свет и оставленные человеком дома, чьи каменные тела невозможно согреть никаким теплом. Усиленный контраст некоторых пейзажных видов намеренно сгущает драматическую эмоциональность противопоставления природного и искусственного, созданного человеком, но не очеловеченного пространства. Андрей Тарковский, увлекавшийся фотографией, много снимал "Полароидом". Такие фотографии невозможно сделать художественными (если иметь в виду последующую обработку, применение особых эффектов и тому подобное). Эти полароидные фото запечатлели мельчайшее движение времени, остановили его. По словам Тонино Гуэрра, "Тарковский часто размышлял над подобным полетом времени и желал только одного: остановить его - пусть даже и быстрым взглядом из моментальных полароидных изображений". Для Тарковского важна правда прямого наблюдения, правда фактуры. В его фотографиях присутствуют одновременно статичность и внутреннее движение. Полароидные фотографии Тарковского совсем не похожи на моментальные снимки - в первую очередь тем, что запечатленное на них время не имеет отношения к сиюминутности уходящего, к мимолетности существования. Время замедлилось, стало осязаемым, густым. К нему не применимо понятие "скоротечность", о них невозможно сказать: "ход времени". Ценная точка схода, совпадение Анатолия Малиновского - в том, что в его фотоработах передано то же состояние, то же понимание Времени. Время - это не то, чего следует бояться, ибо оно не уносит нечто важное с собой, а оставляет "в себе". Преобразуя приметы обыденности, художник как бы становится инструментом времени, воспроизводя то, что на самом деле незримо. Фотокартины Анатолия Малиновского замечательно красивы выбранной натурой, передачей цвета, и - особенно - света. Эти качества усиливают емкость образов, сообщая его произведениям глубокую внутреннюю выразительность. Художественные пейзажи Анатолия Малиновского - не цитаты из кинопроизведений великого режиссера. Объединение в одной выставке не означает сравнения. Цель - в ощущении эстетической общности, общности философско-поэтического мироощущении художников разных эпох. Выставка продлится до 30 октября |