| Александр Иванович Репин Родился 14 октября 1925 года в деревне Шамотай-лово Таборского района Свердловской области. В 1942 году поступил в Екатеринбургское (бывшее Свердловское) художественное училище. В 1943-44 годах был курсантом Военно-медицинского училища. В 1944 отправлен на фронт, в Войско Польское, где служил до 1946 года. После демобилизации продолжил учебу в художественном училище, которое окончил в 1952 году. До 1957 году работал учителем рисования в городе Боровске Пермской области, затем был принят на постоянную работу в художественные мастерские Пермской организации Союза художников России. С 1953 участвовал в выставках этой организации, в 1963 стал членом Союза художников. Умер 1 января 1997 года в Перми. ВЫСТАВКИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ: 1960, ноябрь - Пермская государственная художественная галерея; 1965, март - Пермская государственная художественная галерея - Боровск - Березники; 1977, декабрь - Выставочный зал Пермской организации Союза художников России; 1986, май - Выставочный зал Пермской организации Союза художников России; 1995, октябрь Пермская государственная художественная галерея. ЗОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКОВ УРАЛА: 1964 - "Урал социалистический -1", Екатеринбург (бывший Свердловск); 1967 - "Урал социалистический - II", Пермь; 1969 - "Урал социалистический - III", Челябинск; 1969 - "Урал социалистический - VII", Курган. | ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКОВ УРАЛА: 1971 - "Урал, Сибирь, Дальний Восток", Москва; 1989 - "Художники Перми", Москва. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ РАБОТ: Министерство культуры России (Москва); Художественный фонд России (Москва); Пермская государственная художественная галерея (Пермь); Пермский областной краеведческий музей (Пермь); Соликамский краеведческий музей (Пермская область); Чайковская картинная галерея (Пермская область); Частная галерея "Марис - арт" (Пермь); Частные собрания России, Англии, Германии, Италии, Франции, США, Швеции, Японии и др. | Земля и космос Александра Репина Неоднократные персональные выставки живописи Александра Репина (1925-1997), активное включение его работ в ретроспективные экспозиции истории пермской школы пейзажа, пристальное внимание к творчеству художника со стороны искусствоведов, галеристов и коллекционеров постепенно открывают для нас истинный масштаб дарования этого мастера, чьи творческие убеждения не укладывались в идейные приоритеты застойного времени. Пейзажи Репина невозможно не узнать. Среди сотен работ данного жанра они отличимы присущей им выразительной пространственной геометрией, точной чеканностью пластических форм и напряженной выверенностью колористических акцентов. Зрителя привлекает в его полотнах сложное переплетение эмоционально острого и неожиданного видения явлений с аналитическим подходом к ним. Берущие начало в конкретике натурного наблюдения, длительном и внимательном изучении явлений, пейзажи Репина обретают образную законченность в формах, которые воплощают философскую драму человеческих устремлений в гармоничной тектонике природного универсума. Конец 1960-х - 1980-е годы в творческой биографии Репина время настойчивых и целеустремленных поисков. Как и его любимый мастер Сезанн, Александр Репин в эти годы сознательно ограничивает себя в многообразии впечатлений, стремясь достичь концентрации и глубины художественной образности ("Мост в Усьве", 1972; "Черная радуга", 1979). На целых два десятилетия небольшой промышленный город Губаха становится точкой творческого притяжения, где пермский художник пристально вглядывается в неумолимые процессы индустриализации природного пространства. Повторяя путь далекого французского собрата по искусству, самозабвенно "рифмовавшего" на своих холстах изогнутый конус горы Сен-Виктор, строгую пирамидальность сосен и архитектуру римского виадука, Репин в десятках губахинских картонов ищет способ переосмыслить сами формы живописного языка, добиться воплощения в них предельной концентрации смысла. Выверенная до геометрического лаконизма, предельно сжатая пластика объективной предметности обретает в картинах Репина символическое "звучание", означивая скрытое, прорываясь к сущностным установлениям. В этом решительном обновлении принципов художественного языка, художник постепенно находит своё пространственное видение сферическую перспективу. Панорамность пейзажного мотива обретает в ней особую развернутость, обостряется ощущение времени, сам ритм его пульсирования в планетарном масштабе ("Сферы", 1970-е). Одним из заглавных мотивов, проходящих сквозь весь творческий путь художника и формирующих смысловое поле его пейзажей является образ дороги. Обозначая свою актуальность ещё в аутентичной художественной концепции на полотнах раннего творческого периода, этот образ совершает сложную эволюцию, становясь выражением целого комплекса ощущений, волнующих художника. Его "пребывание" в работах Репина предельно разнообразно, модулировано композиционно и колористически, и, одновременно, всегда пластически узнаваемо. Дорога становится знаком пространства, пролагая сквозь его планы четкую линейную стрелу или прочерчивая обводные синусоиды мимо нагромождения хаотичных мегалитических конструкций, чьё происхождение утеряно в хронике космического времени ("Черные скалы", 1979; "Без названия", 1979). Она врезается абстрактной формалистичностью красного акцента, устанавливая предельное напряжение цветовых плоскостей ("Из белого в красное", 1981); стремительно уносится вместе с параллельными вехами телеграфных столбов, отмеряющих невозвратный вектор человеческих путей и судеб ("Красная дорога", 1985; "Молитва", 1991). Творчество Александра Репина в чем-то созвучно этой многоликости, протеевой неуловимости образа путей и дорог, пульсирующих в его пейзажных композициях. Преодолевая внешнюю видимость земных ограничений, художник настойчиво двигался к художественной модели, где память материального мира обретала бы созвучия космического пространства. Уходя от суетного смело пролагал пути к образному видению, фокусированному планетарными проекциями. Только в таком выборе, где нет места компромиссам, способно кристаллизоваться новое понимание смысла творчества и отношения к художественной традиции, становящейся живительным источником только для тех, кто способен вытерпеть её терпкий привкус. И.Н.МАРТЫНОВ |