"Революционный реализм, некая форма пролетарской эстетики, основанной на почти слепой вере в эволюцию человечества,… характерен не только для СССР, поскольку не только в этой стране совершались попытки манипулирования искусством ради достижения идеологических целей. Однако данный политический аспект ни в коей мере не умаляет эстетического качества живописи, несущей заряд пропагандистского вдохновения и созданной в духе великих традиций русского реализма" - писал о выставке советского искусства Пьер Этьен Шампенуа, генеральный комиссар фестиваля "Европалия. Россия". Для искусства современных художников такой же политический пафос, характерный для первых послереволюционных лет, вроде бы не свойственен. Однако Александр Греков - молодой (1982 г.р.) живописец из Перми - выступает со своей "политической" программой. Ее отражение - не только в сюжетах картин, представленных на выставке в галерее "Green Art", но и в самом характере письма, в способах показа произведений, в выстраивании и расположении серии. Можно не соглашаться с автором, с его горячими высказываниями о причинах социальной несправедливости, о пути нашей страны и влиянии на него стран Запада, но громкое, почти агитационное обращение молодого человека к нравственным аспектам бытия, к традиционным гуманистическим ценностям не может не вызывать уважения к активной гражданской позиции.
Вспомним, что такой социальный пафос - неотъемлемая черта русской реалистической традиции. В этой традиции и формировался художник Александр Греков, выпускник Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества. При этом живописца нельзя упрекнуть в старомодности письма, в том, что он пользуется "позавчерашним", не современным художественным языком, в том, что он находится вне актуального художественного контекста. В этом смысле важно отметить гиперреализм как источник художественного языка А. Грекова. Помимо этого, открываемая выставка - не просто набор картин на общую тему. Это настоящий законченный проект художника, что также делает его органичной составляющей современной художественной ситуации. "Проектность" его не только в том, что у серии картин Грекова есть ярко выраженная "громкая" цель, а в том, что он обладает ясностью идейного и образного высказывания.
Проект насыщен христианскими символами и даже прямыми реминисценциями религиозных сюжетов, которые как будто накладываются на страшную реальность окружающего мира. Эти мотивы вполне применимы к образам и обстоятельствам сегодняшнего дня.
Работы Александра Грекова - при всей их злободневности - не плакат, а настоящая профессиональная живопись. Они имеют собственное лицо, отличаются монументальностью, сдержанной монохромностью, почти в каждой из них - сжатая внутренняя пружина, как будто готовая распрямиться на наших глазах. Холодный колорит всей живописной серии казалось бы, должен создавать ощущение отстраненности автора, некой объективности, констатации факта. Однако за этой почти фотографической подлинностью стоит пронзительное очень личное чувство взволнованности художника, его боль, его ностальгия, нескрываемое им трагическое восприятие, как недавней истории, так и сегодняшнего дня страны, в которой он живет. Характерная для пермских выпускников Академии художеств экспрессивность мазка кисти также добавляет впечатление живописной свободы каждого произведения.
Искусство А. Грекова демонстрирует, что актуальность присуща не только новым - неизобразительным - формам творчества, но и фигуративному искусству. Его картины не просты, но понятны. Они обладают "местным колоритом" серого пермского неба, но этот колорит становится символичным, если помнить о проблематике серии.
Живопись и живописность продолжают интересовать художников, оставаясь, наряду с модными акциями и перформансами, востребованными как молодыми авторами, так и зрителями.
Юлия Таврезян
Вернисаж состоится 01 декабря 2009 в 19.00
Выставка работает со 2 по 30 декабря 2009 года.
С 12:00 до 18:00 (вторник - суббота)
Куратор: Олейникова Елена.
Галерея "GreenArt", г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 14
по всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефонам:
При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.