Концертная программа "Праздник оперетты" Исполнители: солисты Пермской филармонииВ программе: сцены и арии из любимых оперетт! 6 февраля в 15.00 в Органном зале Пермской краевой филармонии в рамках абонемента № 6 "Дневной". Встреча вторая" Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) - жанр музыкального театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. "Служанка-госпожа" (1733) Дж. Перголези - образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех "Служанки-госпожи" в Париже побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его "Деревенский колдун" (1752) - один из трёх источников, лежащих в основе op?ra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах. Французская оперетта Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр "Буфф-Паризьен" в Париже, на Елисейских полях. В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых: - "Орфей в аду" (1858)
- "Женевьева Брабантская" (1859)
- "Прекрасная Елена" (1864)
- "Парижская жизнь" (1866)
- "Принцесса Трапезундская" (1869)
- "Разбойники" (1869)
- "Мадам Аршидюк" (1874)
Оффенбах был превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный. Хотя близкие к жанру оперетты постановки случались и до него (например, у Флоримона Эрве), но, по общему признанию, именно он создал оперетту как художественное целое и определил важнейшие признаки жанра.Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались меньшим успехом. Тем не менее отдельные французские оперетты стали классикой жанра. Среди них: - "Дочь мадам Анго" - Шарль Лекок, 1872
- "Жирофле-Жирофля" - Шарль Лекок, 1874
- "Маскотта" - Эдмон Одран (Edmond Audran), 1880
- "Вероника" - А. Мессаже (A. Messager), 1897
Этими сочинениями завершается золотой век французской оперетты. Английская оперетта Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами сотрудничества У. Гилберта и А.Салливена. Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как: - "Суд присяжных" (1874)
- "Фрегат ее величества "Пинафор"" (1878)
- "Пираты Пензанса" (1880)
- "Микадо" (1885)
- "Гвардеец" (1888)
Венская оперетта Иоганн Штраус. Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов ("Индиго и сорок разбойников", 1871, и "Римский карнавал", 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - "Летучую мышь" (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в "доброй старой Вене".Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались "Веселая война" (1881), "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885). После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала "Венская кровь" (1899, компоновка и обработка Адольфа Мюллера). |