НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Концертная программа "Праздник оперетты"

Концертная программа "Праздник оперетты"

Исполнители: солисты Пермской филармонии

В программе: сцены и арии из любимых оперетт!

 

 

6 февраля в 15.00 в Органном зале Пермской краевой филармонии в рамках абонемента № 6 "Дневной". Встреча вторая"

 

Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) - жанр музыкального театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.


Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой.


Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях.


Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. "Служанка-госпожа" (1733) Дж. Перголези - образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех "Служанки-госпожи" в Париже побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его "Деревенский колдун" (1752) - один из трёх источников, лежащих в основе op?ra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.


 


Французская оперетта


Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр "Буфф-Паризьен" в Париже, на Елисейских полях. В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых:

  • "Орфей в аду" (1858)
  • "Женевьева Брабантская" (1859)
  • "Прекрасная Елена" (1864)
  • "Парижская жизнь" (1866)
  • "Принцесса Трапезундская" (1869)
  • "Разбойники" (1869)
  • "Мадам Аршидюк" (1874)

 


Оффенбах был превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный. Хотя близкие к жанру оперетты постановки случались и до него (например, у Флоримона Эрве), но, по общему признанию, именно он создал оперетту как художественное целое и определил важнейшие признаки жанра.Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались меньшим успехом. Тем не менее отдельные французские оперетты стали классикой жанра. Среди них:

  • "Дочь мадам Анго" - Шарль Лекок, 1872
  • "Жирофле-Жирофля" - Шарль Лекок, 1874
  • "Маскотта" - Эдмон Одран (Edmond Audran), 1880
  • "Вероника" - А. Мессаже (A. Messager), 1897

 


Этими сочинениями завершается золотой век французской оперетты.


 


Английская оперетта


Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами сотрудничества У. Гилберта и А.Салливена. Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как:

  • "Суд присяжных" (1874)
  • "Фрегат ее величества "Пинафор"" (1878)
  • "Пираты Пензанса" (1880)
  • "Микадо" (1885)
  • "Гвардеец" (1888)

 


 


Венская оперетта


Иоганн Штраус. Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов ("Индиго и сорок разбойников", 1871, и "Римский карнавал", 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - "Летучую мышь" (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в "доброй старой Вене".Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались "Веселая война" (1881), "Ночь в Венеции" (1883) и "Цыганский барон" (1885). После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала "Венская кровь" (1899, компоновка и обработка Адольфа Мюллера).



 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.