1 марта. 19.00 Органный концертный зал "Он сердце оставил Варшаве…"200-летию со дня рождения Ф.Шопена В программе: мазурки, вальсы, полонезы, этюды, прелюдии, скерцо, баллады разных лет Ф. Шопена В рамках проекта "Парад юбилеев": "Великие имена, великие даты". Исполнители: - лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства, профессор ПГПУ Николай Егошин (фортепиано);
- дипломант Всероссийского конкурса им. Барсовой, лауреат фестиваля камерной музыки "Пермский меломан" Анна Барановская (сопрано);
- лауреат международных конкурсов-фестивалей Гульназ Гарипова (фортепиано);
- лауреат краевых, всероссийских и международных конкурсов юных музыкантов, студент Пермского музыкального колледжа Владислав Паутов (фортепиано). Педагог - заслуженный работник культуры России Л.Ю. Беляева;
- лауреат Всероссийского конкурса Мария Калуга (фортепиано);
- лауреат Всероссийского конкурса Наталия Шамарина (фортепиано).
Фридерик Францишек Шопен - Chopin (1810-1849) - польский композитор и пианист.
Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей.
По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Создал 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Почти вся музыка Фридерика Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений - поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта, 1829-30, и другие), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма "большого стиля". На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845-6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) - произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты - неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Борис Леонидович Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество "орудием познания всякой жизни".
Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии.
Многие его пьесы написана в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): "Это не столько этюд, сколько поэма", приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляци (часто принимающие форму внезапных "соскальзываний" в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности.
Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных выдающихся людей, как: венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист; немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; французский композитор, один из основателей Национального музыкального общества Габриель Форе; французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма Клод Дебюсси; норвежский композитор, пианист и дирижер Эдвард Григ; испанский композитор и пианист Исаак Альбенис; русский композитор Петр Ильич Чайковский, русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин; русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов, польский композитор и пианист Кароль Шимановский.
С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.
|