НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
"Святой Себастьян"

"Святой Себастьян"

325-летию со дня рождения И. С. Баха

В рамках проекта "Парад юбилеев": "Великие имена, великие даты"

 

 

21 марта. 19.00 Органный концертный зал

 

 

Исполнители:

  • Камерный оркестр (Пермь). Дирижер - лауреат международных конкурсов Евгений Кириллов;

 


Солисты:

  • Евгений Заякин (фортепиано);
  • лауреат Всероссийского конкурса Федор Дмитриев (флейта);
  • лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства Евгения Камянская (орган);
  • Айсулу Хасанова (сопрано);
  • Павел Брагин (тенор);
  • дипломант Международного фестиваля Владимир Тайсаев (бас);
  • Юрий Поляков (виолончель);
  • лауреат международных конкурсов-фестивалей Гульназ Гарипова (фортепиано).

 


В программе: органные сочинения, хоральные прелюдии, концерты для клавира и клавира с оркестром, сюиты, кофейная кантата.


 


Иоганн Себастьян Бах - Bach (1685-1750) - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностыю жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойденного мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.


Немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17-18 вв. обстановке церкви, двора и города.


Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695-1702 гг. учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-07 гг. - органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707-08 гг. - органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708-17 гг. - придворный органист, камер-музыкант, с 1714 г. - придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717-23 гг. - придворный капельмейстер в Кётене, в 1723- гг. - 50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729-41гг. - глава Collegium musicum).


Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, "свободная" поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны "Крестьянская" и "Кофейная". Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, "Страстях", "Высокая" месса h-moll, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию.


Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает "ХТК" - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17-18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах "ХТК" Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в "Искусстве фуги", над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах - автор одного из первых клавирных концертов - Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента.


Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.


При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И. Н. Форкель (опубликовавший в 1802 г. "Очерк жизни и творчества Баха"), К. Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению "Страстей по Матфею" под управлением Ф. Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19-20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.



 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.