Цирк уехал… А клоуны остались? Скрытый, в настоящее время особенно актуальный смысл этого события, отнюдь, не преднамерен. И дело не в том, куда уехал этот цирк, а в том, что осталось нам, его зрителям… Экспозиция новых работ Константина Николаева знакомит с произведениями, продолжающими тему, над которой художник работает уже второй год. Люди в образах, люди в масках, с разрисованными лицами, тема сколь вечно современная, столь же и классическая, имеющая огромную и увлекательную историю. Маска прячет лицо или обнажает смысл? Вот вопрос, на который нет однозначного ответа, и над которым задумывается не одно поколение художников и зрителей. Античная маска, например, делала и то и другое. В последующие столетия и тысячелетия театральная маска символизировала и сложность, и типажность человеческой натуры. В этом ряду цирковой "коверный" - это соединение гротеска и грусти, его всегда немного по-человечески жалко. Почему-то особенно грустно бывает смотреть на отдыхающих клоунов. Их развеселые маски еще остались на лицах, а сами они, кажется, уже превратились в обычных усталых людей. На самом деле их лица не просто "прорастают" сквозь маски, а маски накладывают свою "печать" на их реальные образы. Вне ситуации выступления они становятся невыразимо трогательными. Их двойственная природа в эти моменты оказывается предельно обнажена. Казалось бы не происходит ничего из ряда вон выходящего - клоун заснул, ест арбуз, рассуждает, возможно о музыке, приготовился поднять гири или поднял цирковую штангу, или просто задумался… Все эти действия не имеют значения обязательных или по-особому осмысленных событий в жизни персонажей картин. Однако, не оставляет ощущение, что совершается нечто помимо собственно изображенного, появляется некий второй план, подтекст. Откуда-то появляется щемящая грусть, клоунам хочется сопереживать, несмотря на то, что они нимало не провоцируют зрителя, не смотрят на нас с мольбой. Напротив, они словно отгорожены от нас своим состоянием, погружены в свой особый мир даже тогда, когда, казалось бы, смотрят прямо на зрителя. Такая модная сегодня провокативность отсутствует в этих странных изображениях. В них скорее можно обнаружить всегда свойственную искусству осмысленную многозначность, которую невозможно объяснить словами и понять до конца. Немалое значение имеет вдруг возникшая у достаточно камерного художника Константина Николаева большая картинная форма. Благодаря ей, автор сообщает происходящему особый смысл, идущий мимо банальных истин. Произведения художника в выставочной экспозиции, благодаря значительному размеру, окружают зрителя и подключают к своей внутренней энергетике, побуждая к сопереживанию. Цирк уехал… Пусть ироничный, наполненный горечью, подтекст этого сообщения останется, также как останется с нами такая важная палитра тонких чувств и эмоций. Благодаря этому, есть надежда, что сила и мудрость искусства сохранится. Ольга Клименская, искусствовед Адрес галереи: г. Пермь, Комсомольский проспект, 8 Телефон: (342) 210-56-76 E-mail: info@artmaris.ru Htpp: www.artmaris.ru |