|
Список видео записей:
Михаил Павлюкевич
Михаил Павлюкевич "Берег"
|
| Проект "Вектор Перми"2010 году предложил новую модель осознания динамично развивающегося культурного пространства города. Три персональных выставочных проекта - Вячеслава Смирнова, Сергея Горшкова, Михаила Павлюкевича обращаются к мифологии пермской Земли, к ее архаичным знакам, которые на проверку оказываются кодами современной жизни.
Михаил Павлюкевич - график заслуженный художник РФ 1949 Родился в г. Пермь 1979 Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной по специальности "интерьер и оборудование" 1989 Член Союза художников России
В поисках утраченной Пармы: арт-ландшафты Михаила Павлюкевича
Пермская "матрица", таинственное пространство древних цивилизаций и культур содержит в себе явную и одновременно магическую границу, где проходит великая ось Евразии и означиваются универсальным единым кодом Запад и Восток. Эта ось двух миров, двух состояний позволяет человеку вглядываться в собственную симметрию и в свои взаимоотражения. Бинарность времени и пространства, биполярность Человека становится основным визуальным смыслом последнего проекта Михаила Павлюкевича, его феноменальностью и уникальной образностью. Конкретные места переживаний художника, координаты его присутствия "здесь и сейчас" превращаются в фундаментальную инсталляционную культуру, в особый парадоксальный миф, где поиски утраченного времени неожиданно обретают свою форму реальности - одухотворенную художественную предметность, архаику забытых технологий и наглядность уходящего мира русского барокко. Строгановское Усолье с его древними палатами, Никольским храмом и соляными амбарами плывет страннической лодкой в проекте Михаила Павлюкевича, многократно отражаясь в водах Камы магическим кристаллом.
Михаил Павлюкевич обнаруживает искусство как сохранившийся смысл культуры в пространствах, невозможных для его существования. Оно мерцает в окружающей нас реальности, утратившей свойства органической жизни, своими таинственными планами и схемами, указывая на мир неизменных ценностей. Творческое воображение художника, воспитанное на большом стиле, на его осевых состояниях, на погружении в ностальгическое царство древних уральских цивилизаций, зачаровано культурой как страной, переживающей непрерывные катастрофы, но продолжающей существовать в метафизике "золотого века". Искусство в этих измерениях возникает в непреодолимой тотальности актуального, как империя великих идей, омываясь живой непосредственностью настоящего. Творческая позиция художника приобретает форму путешественника сквозь универсальные пространства истории, она сближается с архетипом искателей примет правремени героев "утраченного и возвращенного рая", подернутого амальгамой целительного ветшания, проступающего магической культурой вечности. Историко-географические рамки искусства Михаила Павлюкевича смещаются, приобретают иной масштаб, включающий в себя личное, интимное и, одновременно, грандиозное, явленное бесконечной слоистостью пространство, где отражениями и проекциями величественных вершин оживают древние мифы, археология, ритуал и конкретные реалии неизменного Урала.
Искусство Михаила Павлюкевича провозглашает свободу именное в тех пространствах, где свобода прежде была табуирована, сохраняя живую традицию аскетизма и дисциплины универсальных связей. Оно способно осуществлять свой личный выбор в обезличенных системах "причина-следствие", соблюдая заданное направление волеизъявления, рожденного самими человеком.
Личность Михаила Павлюкевича, художника визионерского канона, уходит корнями в коллективное бессознательное, в ауру мифов, длящихся в параллельном мире, отвоевывая для истории достояния искусства. Композиции художника, объекты и инсталляции, порождают особые феномены культуры как материи того изначального вещества, из которого Творец создал мир, сегодня наполненный эманацией утраченного духа. Фактически, эти произведения предстают как ностальгия, как воспоминание о реальности, в которой мы были рождены. Они балансируют на грани сохранения и исчезновения, отчетливости и полустертости, интегрируя подлинность и вещественную рукотворность, смешивая их в неразрывном единстве. Они свидетельствуют об абсолютной долговечности, но, вместе с тем, и о бренности материализованного символа - о смертной жизни ткани культуры, но и о бессмертии ее энергетических сущностей.
Технологии художника не утрачивают надежды на восстановление магической функции искусства, наделяя самые традиционные материалы забытыми смыслами великих древних стилей. И здесь творческие методы Михаила Павлюкевича обретают свою подлинную органику. Они напоминают нам об иерархических слоях мифа, проявляющихся как Книга, как палимпсест, бесконечными наплывами и наслоениями, хранящими в себе абсолютные качества будущего. Жест вспоминающего самоуглубления пронизывает все творчество Михаила Павлюкевича, превращая его в настойчивое вопрошание, в жест Орфея в царстве ночи. Покидая внутренние измерения нашей плазменной реальности, он раскрывается особой устойчивостью лодки, плывущей в потоках истории - иногда теряя гравитацию времени и обретая способность парения.
Виталий Пацюков
Организаторы: Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края Автономная некоммерческая организация "Центр содействия развитию культуры, искусства, науки, образования" При поддержке Музея современного искусства PERMM Контакты: anokino@mail.ru, 8-919-707-57-58
11 ноября - 12 декабря 2010 Центральный выставочный зал, Комсомольский проспект, 10
|